Слушайте хорошую музыку и не бойтесь экспериментировать!


108

Друзья! Этот блистательный пианист, композитор и теоретик джаза увидел свет 19 марта 1919 года в Чикаго, в семье итальянских эмигрантов из Аверса. С присущей ему скромностью Леонард Джозеф Тристано заявлял, что не стремится быть “Историей с большой буквы”, зато история нашла его достойным звания выдающегося Новатора джаза, предвосхитившего нововведения в самых популярных джазовых стилях, в том числе пост-бопа, cool и free джаза. А в области гармонии, ритма и музыкальной формы ему и вовсе не было равных.

Сначала музыкальным образованием Ленни (так его ласково называли в семье) занималась его мама, но в результате тяжелейших осложнений, последовавших после гриппа, он полностью лишился зрения и попал в школу-интернат для слепых детей, где, помимо игры на фортепиано, кларнете и виолончели, дирижировал школьным оркестром. Имея склонность к точным наукам, Тристано какое-то время разрывался между математикой и музыкой. Однако в возрасте 19 лет он поступил в американскую консерваторию в Чикаго и окончил её экстерном всего за 2 года.

В 1943 году Ленни устроился работать преподавателем в “Christiansen School Of Music” и уже тогда серьёзно экспериментировал в области авангардного джаза, делая потрясающие аранжировки. Журнал “Metronome” писал о нём в те годы: “Ленни Тристано — это гид и духовный наставник всех тех, кого Чикаго считает музыкантами–авангардистами”. Конечно, мог ли впоследствии восхищённый его смелыми экспериментами 15-летний альт-саксофонист Ли Кониц избрать себе лучшего наставника…

Вскоре игру Тристано услышал контрабасист Чабби Джексон и, увидев его партитуры, настоятельно рекомендовал переехать в Нью-Йорк. Так в следующее десятилетие, начиная с 1946 года, Тристано оказался в самом центре нью-йоркской джазовой жизни. В том же году он стал музыкантом года по версии журнала “Metronome”. Тогда же состоялись его многочисленные записи в квартете с гитаристом Билли Бауэром и непрерывно обновляемой ритм-секцией (поскольку, нужно отметить, не каждый признавал себя способным выполнять сложнейшие требования в области метра и ритма, которые Тристано предъявлял к музыкантам). Музыкальный критик Барри Уланов, очарованный смелостью его экспериментов, писал: “… Первые аккорды тристановской “Out Of A Limb” — вот дебют новой яркой джазовой эры”.

В 1947 году в прямом эфире радиопередачи состоялась первая совместная запись Тристано и Чарли Паркера, положившая начало их дальнейшему сотрудничеству в серии различных проектов. Особенно отмечается их совместная запись в рамках “The Metronome All Stars”, а также сейшн в студии Тристано при участии Кенни Кларка. Хоть Тристано и оставался верным би-бопу, он всё же старался сделать игру случайной, спонтанной, экспериментируя не только с ритмом и формой, но и с гармонией. Ведь как он сам сказал однажды: “Я пытался преодолеть би-боп, музыка которого зависима от гармонических структур”.

Итак, в период с марта по май 1949 года Ленни Тристано записал новую серию своих неповторимых композиций в блестящем составе с Ли Коницем, Билли Бауэром, Арнольдом Фишкиным и Гарольдом Грановски. Среди этих записей есть такие бессмертные версии как “Wow”, “Marionette”, “Sax Of A Kind”, а также первые записи, относящиеся к free-джазу – “Intuition” и “Digression”, почти на десятилетие опередившие эксперименты Орнетта Коулмена и других авангардистов конца 50-х годов.

С начала 50-х годов и вплоть до своей смерти, 18 ноября 1978 года, Ленни Тристано полностью посвятил себя преподавательской деятельности, лишь в 1965 году прервавшись на гастрольный тур по Европе. Несмотря на то, что за всю свою карьеру он записал всего три сольных альбома, их качество даст фору любому количеству, ведь каждое из произведений на этих дисках было признано музыкальным шедевром, а его новаторские идеи стали источником вдохновения для целой плеяды замечательных музыкантов.

Вдохновения вам, друзья!

Искренне ваша, Екатерина Селянинова.

#LennieTristano #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzPaiano #CoolJazz #Bop #FreeJazz #19MarchJazz
Lennie Tristano Quintet – 317 East 32nd – Live at Half Note
Lennie Tristano piano – Lee konitz sax alto – Warne Marsh sax tenor – Sonny Dallas bass – Nick Stabulas drums

Lenny Tristano – Solo Piano (1965)
01. Lullaby Of the Leaves
02. Expressions
03. You Don’t Know What Love Is
04. Tivoli Gardens Swing
05. Ghost Of A Chance
06. It’s You Or no One
07. Imagination
08. Tangerine

Слушайте хорошую музыку и не бойтесь экспериментировать!

Первоисточник


0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

international international
LIVE OFFLINE
Icon