Пыль колониализма: европоцентризм в музыкальном искусстве


111

Эта статья основана на главе 2 книги Резы Вали «Возвращение к истокам», опубликованной в ноябре 2022 года Центром исследований Ирана и Персидского залива Шармина и Биджана Моссавар-Рахмани в Принстонском университете, и была отредактирована по содержанию и объему.

Культуры мира, как и океаны, взаимосвязаны. Каждая культура несет в себе следы других традиций и наследия, и ни одна культура не может и не должна претендовать на превосходство над другой. Однако некоторые европейские цивилизации накопили достаточную экономическую и военную мощь, чтобы завоевать значительные территории земли, начиная с 16 века. К тому времени, когда наступил XIX век, европейские страны заняли почти всю планету. Возьмем, к примеру, Великобританию; это страна размером в половину Ирана, и все же англичане оккупировали около 25 процентов территории земли в 1800-х годах, что породило поговорку «В Британской империи солнце не заходит».

Чтобы оправдать свой колониализм, некоторые европейские страны теоретизировали, что европейская культура является «суперкультурой» и что европейцы были более развиты, чем азиаты или африканцы. Эта теория лежит в основе того, что известно как «евроцентризм». О политических, социальных и культурных аспектах европоцентризма написано множество книг и статей, но гораздо меньше дискуссий о художественных и музыкальных последствиях этого вопроса.

Музыканты и ученые часто рассматривают структурные элементы музыки — полифонию, монофонию, форму, ритм — с европейской точки зрения, а не в контексте их собственного исторического развития и значения. Но плюрализм может предложить альтернативу этому европоцентричному образу мышления. Также известный как мультикультурализм, плюрализм — это состояние, в котором культурное разнообразие ценится выше предполагаемого превосходства какой-либо отдельной культуры. Это противоположно европоцентризму, поскольку ценность каждой отдельной культуры одинакова. Плюралистическое мышление предполагает, что фундаментальные элементы музыки следует анализировать с более широкой точки зрения, например, с точки зрения ученого или гуманитария, с учетом культурного разнообразия и более комплексного подхода.

Здесь я проиллюстрирую некоторые следы европоцентризма в музыке и то, как мы можем переформулировать эти проблемы с помощью плюралистического подхода:

Экспорт и интернационализация европейской двенадцатитоновой системы настройки равной темперации (12TET).

Система 12TET возникла в начале 18 века, когда европейская полифония превратилась из горизонтальной полифонии (основанной на движении отдельных голосов) в вертикальную полифонию (основанную на последовательности аккордов). 12TET обеспечивает структуру, которая позволяет упростить движение аккордов и транспонирование между музыкальными тональностями. За исключением стандартного интервала октавы, ни один из равноотстоящих интервалов 12TET полностью не соответствует тем, которые встречаются в естественных системах настройки, которые пропорционально основаны на гармонических частотах звуковых волн.

Многие культуры основывали свою музыку на естественной системе настройки, включая азиатские культуры, такие как Дальний Восток, Индия, Иран, Ближний Восток и так далее. Однако за последние два столетия 12ТЕТ распространился по всему миру и в настоящее время преподается в большинстве консерваторий и музыкальных школ. 12TET также является базой для настройки различных жанров мировой музыкальной индустрии, особенно поп- и рок-музыки. Эти жанры пронизывают почти все радио, телевидение и социальные сети Интернета.

Из-за его распространенности как в академических кругах, так и в мировой музыкальной индустрии, эта чрезмерная зависимость от 12TET создала среду, в которой люди во всем мире забывают системы настройки и музыкальные интервалы своей культуры.

После Второй мировой войны, особенно в Соединенных Штатах, американские композиторы, такие как Гарри Партч и Бен Джонстон, восстали против 12TET, отвергнув эту систему в пользу использования естественных систем настройки в своих композициях. В последние десятилетия во всем мире наблюдается всплеск интереса к возвращению к естественным системам настройки и созданию музыки на основе этих систем. Эта тенденция наблюдается и в популярной музыке: некоторые коммерческие музыканты перенимают интервалы, ритмы и инструменты разных культур. Турецкие музыканты, такие как Айнур Доган, начали использовать асимметричные ритмы, турецкие музыкальные интервалы и турецкие музыкальные инструменты в популярной музыке. Этот процесс продолжается в Иране с такими артистами, как Хомаюн Шаджарян и Сохраб и Тахмурес Пурназери, а также в других странах.

Экспорт и интернационализация музыкального образования в европейском стиле, также известного как система консерваторий.

Во всей Европе система консерватории является основным методом обучения музыке. Корни этой системы восходят к Французской революции и созданию Национальной музыкальной консерватории в Париже. В этой системе лучшие музыканты и композиторы отбираются с помощью строгих вступительных экзаменов и получают образование по строго дисциплинированной системе, которая включает в себя обучение сольфеджио, музыкальному диктанту, фигурному басу, гармонии, контрапункту и т. д. В течение 19 века система консерваторий развивалась. и распространился на все европейские страны, и с тех пор продолжает распространяться почти по всему миру.

Это создало несколько заслуживающих внимания проблем. Во-первых, культуры мира, в том числе Китая, Индии, Ирана, Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, уже имеют местные методы преподавания музыки, которые развились в этих культурах и педагогически связаны с музыкой этих культур. . Многие из этих систем музыкального образования просто несовместимы с европейской системой консерваторий и стираются.

Во-вторых, при переносе европейской системы консерваторий в другие страны эта высокодисциплинированная система была коррумпирована, и многие ее правила были ослаблены и «разбавлены». Во многих странах вступительный экзамен уже не очень сложен (или вступительных экзаменов нет), а обычные консерваторские курсы либо изменены, либо упразднены. В результате ежегодно из консерваторий в неевропейских странах выпускается большая группа студентов-музыкантов, не имеющих глубокого понимания европейской художественной музыки и не знающих музыки своей собственной культуры.

Во многих странах студенты, посещающие консерватории, изучают европейскую музыку по умолчанию из-за исторически сложившейся европоцентричной предпосылки доминирования европейской музыки. Лучшим, более плюралистическим путем было бы спросить студента, какую музыку он хочет изучать, и учить этому параллельно с другими музыкальными языками. Конечно, с развитием технологий студенты теперь могут общаться с профессорами и экспертами в различных музыкальных стилях и культурах через Интернет. Таким образом, преподавание в стиле консерватории можно было бы использовать для обучения европейской музыке, а музыку других культур можно было бы преподавать в соответствии с музыкальными традициями этих культур.

В некоторых отношениях изучение музыки синтаксически похоже на изучение языка. Предположим, вы решили изучать английский и персидский языки одновременно. Вы не будете учить персидский, используя английскую грамматику, или наоборот; вы выучите персидскую грамматику для персидского и английскую грамматику для английского. Тем не менее, если бы вы изучали эти языки вместе, вы бы также заметили ряд английских и персидских слов, фонетически почти идентичных. Например, персидское слово «пасс» на английском языке означает «прохождение», а персидское слово «дохтар» — «дочь» на английском языке. Откуда эти сходства? Персидский и английский принадлежат к одной лексической семье и являются индоевропейскими языками. Когда отношения между этими языками признаются, процесс их параллельного изучения облегчается.

Этот процесс обучения применим и к музыке. Я называю этот процесс Параллельным взаимосвязанным образованием. В параллельном взаимосвязанном образовании учащиеся изучают два или более музыкальных языка одновременно, и сходство между двумя музыкальными «языками» может быть использовано для облегчения обучения. Например, предположим, что студент хотел изучать европейскую музыку, а также иранскую музыку. Они могли изучать европейскую музыку, используя европейскую музыкальную традицию (система консерватории), и иранскую музыку, используя иранскую музыкальную традицию (система консерватории). радиф система) параллельно.

Разделение музыки на европейскую и неевропейскую музыку

Европейскую художественную музыку часто называют «классической» музыкой, а неевропейскую музыку называют «туземной» или «этнической» музыкой. Недавно название «Этническая музыка» было изменено на «Музыка мира». Другими словами, если исполнитель играет музыку Баха, Моцарта или Бетховена, он исполняет «классическую музыку», а если исполнитель играет музыку Рави Шанкара или Хоссейна Ализаде, он исполняет этническую музыку или «мировую музыку». Разве европейские страны не часть мира? Почему только музыку Азии, Африки и Латинской Америки называют «музыкой мира»?

В плюралистическом мышлении музыка не делится на европейскую и неевропейскую музыку. «Классическая» музыка относится не к музыке определенного исторического периода или культуры, а к музыке искусства страны. Музыку всех стран можно разделить на классическую (художественную), народную, религиозную, популярную и так далее. Для каждой страны у нас будет классическая музыка — иранская классическая музыка, индийская классическая музыка, китайская классическая музыка, японская классическая музыка — и это разделение музыки, разделяющее европейскую и неевропейскую музыку, будет устранено.

Отдел музыкальных исследований «Музыковедение» и «Этномузыкология»

Если исследователь изучает европейскую художественную музыку, такую ​​как музыка Баха, Бетховена или Брамса, его называют «музыковедом». Но если ученый исследует индийскую или иранскую музыку, его называют «этномузыковедом». Разве немцы, французы и итальянцы не являются этническими группами? Конечно, есть, поэтому ученый, изучающий музыку Баха, изучает музыку этнических немцев XVIII века. Поэтому все музыковеды по сути являются этномузыковедами, потому что изучают музыку разных этносов в разные исторические периоды. Таким образом, отделять «этномузыкологию» от «музыковедения» буквально не имеет смысла. Я думаю, что в будущем слово «этно» будет исключено из музыковедения как области исследования, независимо от того, изучает ли исследователь европейскую или неевропейскую музыку.

Спустя почти столетие после падения колониализма пыль европоцентристского мышления все еще ложится тяжелым бременем на музыкальные умы народов мира.

Я хотел бы добавить несколько заключительных мыслей о продвижении музыки от евроцентризма к более плюралистической перспективе:

  • В 21 веке инструменты неевропейских культур должны цениться наравне с европейскими инструментами.
  • Должны быть созданы международные оркестры и ансамбли, использующие как европейские, так и неевропейские инструменты. Это уже происходит с такими ансамблями, как ансамбль «Шелковый путь».
  • Композиторы должны создавать новые произведения для таких оркестров и ансамблей.
  • Путем диалога и сотрудничества европейцев, американцев, австралийцев и всех музыкантов, прошедших обучение в системе европейских консерваторий, следует обучать некоторым из основных элементов неевропейских музыкальных культур, таким как интервалы, ритмы и формы.

Спустя почти столетие после падения колониализма пыль европоцентристского мышления все еще ложится тяжелым бременем на музыкальные умы народов мира. Удаление этой пыли требует прямого и сознательного вызова европоцентризму, когда он появляется, не будучи враждебным или антиевропейским. Скорее, это должно быть сделано путем дружеского обсуждения и искреннего диалога. Таким образом, европейская музыкальная культура найдет свое истинное место среди других музыкальных культур мира — не над ними, а рядом с ними.

I CARE IF YOU LISTEN — это редакционно-независимая программа Американского форума композиторов, финансируемая за счет щедрой донорской и институциональной поддержки. Высказанные мнения принадлежат исключительно автору и могут не отражать точку зрения ICIYL или ACF.

Подарок АКФ помогает поддерживать работу ICIYL. Чтобы узнать больше об ACF, посетите Раздел «В АКФ» или composersforum.org.


0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

international international
LIVE OFFLINE
Icon