«Детство в молитве», стихи Патрика Наваи и картины Марьяна: В поисках завуалированного лица.


172
Вот прекрасная книга, усыпанная яркими образами, как графическими, так и текстовыми, из радостного «Экранного окна», где непревзойденное искусство удивительного Марьяна перекликается с поэзией простых слов Патрика Наваи.

Поэзия, подобная «водной», которая течет, течет, раздевается, облегчается, потому что там работает метафоризация. к добровольно умеренной, литотической диете, которая позволяет услышать больше, чем говорит, и которая, в конце концов, не менее прекрасны, не менее поразительны, чем те чудесные картины, в которых Марьян, как поэт кисти, ищет «божественные берега» (стр. 57), то есть то драгоценное завуалированное лицо, к которому направлена ​​его работа.

Это действительно интерактивное художественное предприятие. обеими руками тот, кто уже несколько лет страстно рисует, и тот, кто опоздал, написать с одинаковым счастьем, с одинаковой творческой страстью эти 135 стихотворений несколько переменной длины, с часто неправильными и короткими стихами и с живым ритмом, которые далеко не сочиняются на заказ и сводятся к простым легендам или пояснительным запискам по отношению к этим картинам Марьяна, а представляют собой законченные, полные тексты, как, например, эти чудесные картины, насыщенные теплыми красками и многократными смыслы, говорящие, хотя и молчащие, рождаются под плодотворным пером Патрика Наваи, никоим образом не подчиняя его и не ограничивая его стремления к свободе и независимости воображения.

Эти драгоценности французского поэта иранского отца, «человека, о котором, кажется, провидение избрало говорить, Марьяна в самом сокровенном» (стр. 11), представляют собой мысли, впечатления или мгновенные ощущения, не намерены объяснять картины этого французского художника тунисского отца или просто в описать или проследить содержание или прояснить, что в нем неясно. Прежде всего, они берутся расспрашивать их осторожно и улавливать с умом и деликатностью это невыразимое, что смутно светит сквозь их бесформенные формы, эти глаза, всегда большие и окружающие их, эти печальные взгляды, блуждающие там, изможденные, этих живых гуашей, в осмосе друг с другом, которые не только окрашивают мир, к которому относятся эти картины, но и рассказывают о печали, одиночестве и душе существа, которое вопрошает себя перед лицом вселенной. Проницательные, эти стихи также пытаются уловить сообщение этого настойчивого креста, появляющегося там с поразительным постоянством. На самом деле это мост слов и эмоций, который Патрик Наваи протягивает с безмятежностью человека, чувствительного к чужой боли, но уже озлобленного, между своим поэтическим вдохновением и этими картинами Марьяна. Который, вдобавок к ране, которую он с детства таит в своей болезненно татуированной памяти и которая всегда открыта и зримо отмечает его искусство, полагает, что он несет в себе тайну, которая проходит через всю его живописную работу: «Ибо, если в моей картине — замечает он в предисловии к этой книге, — есть излияние моих ран и моя аффективная нехватка, есть и другой свет. Глубокая и тонкая чувствительность способна уловить это бездонное сияние, это трансцендентное присутствие в моих картинах: оно живет во мне с детства, оно всегда питало и поддерживало меня! Она мое священное прибежище» (с. 11-15)».

Далее этот переживший мучительное детство, точный, чтобы напомнить об этой боли, которую его работа пытается превзойти и которую Патрик Наваи умеет запечатлеть на лету со всем невыразимым измерением картин Марьяна, что «это работы, которые плакали внутри» самого себя (там же). Жан Жене сказал бы по существу, что не было бы великого искусства, которое не исходило бы из глубокой раны! И Патрик Наваи, который взаимодействует здесь с этими картинами и с этой молчаливой болью, не был бы первым, кто быстро понял, что искусство Марьяна, хотя часто и грустное, на вес золота: Алексис Перон, l бывший администратор великого Музея Современного искусства в Лилле (LAM), «который первым бросил вызов своему изобразительному выражению», выдающийся режиссер Патрис Велю, который «сделал свою живопись существующей в области аудиовизуального», а также Дидье Бенесто, куратор выставки и сценограф, «который является хранителем своей работы, которую он умел уважать и сделать известным», все поняли, что Марьян, этот ребенок из бедного и трудного пригорода, является поклонником искусства, к чьему дару и вкладу следует относиться серьезно. талант.

Таким образом, эта книга картин и стихов, многозначительно озаглавленная «Детство в молитве», по сути автобиографическая, прослеживающая уникальное путешествие от детства к живописи через внезапную и «светоносную», двигательную и творческую веру, была бы она плодом этого признания, что Марьян можно найти у этих великих мастеров и великих источников в этой области. Это детство «в молитве», потому что оно тесно связано с литургической молитвой, с часами молчания Марьян и уединенной медитацией в церкви. Церковь, куда он ходил до того, как открыл себя художником и которая, казалось, спасла его от правонарушений, в которые он рисковал впасть, до того, как он открыл для себя искусство, где эта решающая церковь сегодня прочно присутствует: в 95 из 104 картин, разбросанных по всему миру. На многих страницах этой книги стоит крест, символ христианской религии. Оно повсюду в этих картинах, иногда далекое и незаметное, иногда близкое и отчетливое, позади или впереди, маленькое или большое. Он на сундуке, он сияет в ночи, он появляется в верхней части эпитафии, он рисуется на стенах, на окнах. Сопровождает сон невидимого. Но она есть и в сильно проникнутых религиозностью стихах Патрика Наваи: «У меня нет времени/ Мой крест ждет меня» (с.69).

В дополнение к первым одиннадцати, которые ясно объявляют с начала книги, это Христианская религиозность, лежащая в основе и сильно отличающая эту живописную работу, откровенно стремящаяся к выражению священного и прочно при поддержке Дидье Бенесто, «прожившего 17 лет в религиозной общине» (Там же) и организовавшего в 2022 г. крупную выставку работ Марьяна в соборе Кретей, не лишенную религиозного значения, есть в эти интерактивные стихи автора «Voyages encrés» и «chemins thwarted» (Carnets-Livres, 2008–2010) представляют собой целый лексикон, взятый из языка церкви и раскрывающий эту очевидную религиозность, мотивирующую как художника, который «всегда чувствовал себя немного монахом в глубине души» (Там же) — и поэт — который скорее был бы анимистом или пантеистом — хорошо уживался под покровительственным и соучастным взглядом «Отца»: «Отец смотрит на ты / как отец своего ребенка» (стр. 21). «Бог», «Господь», «Крест», «Верный», «Спасение», «Повеления», «Ораторское искусство», «Молитва», «Священник», «Благословенный» — действительно, столько слов с явным христианским подтекстом. и которые циркулируют в стихах, чтобы обозначить это обязательство в религиозном и сакральном «отдать дань уважения/Творцу» (Там же) и художественно позиционировать себя по отношению к миру, который «переворачивается вверх дном» (с. 71) и где отдает от души» (Там же) .

Комментируя эту религиозность, которую любой благожелательный читатель может только терпеть, даже если иногда это может сбить с толку искусство этого современного и прогрессивного художника С искусством церквей Марьян подчеркивает, что «Религиозность есть, в душе, которая горит странной любовью и успокаивает эмоциональные раны детства. Эта обостренная чувствительность заставляет меня слушать в другом то, о чем он не говорит: его страдания, его недостатки, его влияния. Вот как дитя, которым я был, носило в себе страхи и страдания своей матери» (там же). Ясно тогда, “Отец”, в этих картинах и в этих стихах, сознательно, по Писанию, принадлежит церкви, но, возможно, в бессознательном она также была бы прародителем, истинным, кто иностранец и кто исчез, может быть, оставив после себя своего рода расстройство личности, зияющая дыра глубоко внутри себя, страдание, нехватка, материнское горе, эмоциональная пустота, которую религиозность, довольно сильная, довольно многообещающая, наполняется.

Эта книга состоит из трех основных частей, и все они вращаются вокруг ребенка Марьяна, того самого, который в начальных классах плохо рисовал и который, сам того не ожидая, как по волшебству, стал пластическим художником с ветром в его руках. паруса сегодня: «Дитя трансцендентности», «Ребенок, который защитил свою семью в своем внутреннем свете» и «Ребенок, который нес существ страданий в своих молитвах».

Книга, которую нужно читать и предлагать!

Патрик Наваи и Марьян «Детство в молитве», стихи и картины, Париж, издания «La Lucarne des Ecrivains», 310 страниц, верстка Мод де Гёр, 2022 г., ISBN: 978-2-37673-047-7

lapresse.tn

Слушать Радио Га Га


0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

international international
LIVE OFFLINE
Icon